Запреты и предписания

Запреты и предписания
  • Вопреки традиционным представлениям об изначальном «зоологическом индивидуализме» и бесконечных драках самцов из-за самок, уже у стадных животных существует, как мы видели, некая видовая «социосексуальная матрица», регулирующая их поведение. В человеческом обществе она превращается в «сексуальную культуру», вариативные возможности которой ограничены, с одной стороны, биологической природой человека, а с другой —- внутренней последовательностью и логикой культуры как целого. Ядро этой нормативной культуры составляют, естественно, запреты; посредством их общество унифицирует поведение своих членов. Кроме ограничений и запретов, в ней содержатся положительные предписания, указывающие, как можно и должно себя вести, соблюдение которых обеспечивается не столько санкциями извне, сколько внутренними психологическими установками, включая чувства стыда, вины, эстетические чувства и т. п. Трудности изучения «сексуальной культуры», как показал французский философ Мишель Фуко, усугубляются тем, что ее предписания всегда неоднородны и неоднозначны. Изучая сексуальные (как и любые другие) нормы и запреты, необходимо учитывать, кем, кому, что, с кем, насколько и почему запрещено.

Запреты

  • Запреты, касающиеся мужчин, могут не распространяться на женщин и наоборот. Многие общества, осуждая мастурбацию взрослых, считают ее нормальной для детей и подростков; сплошь и рядом различны нормативные предписания для разных классов одного и того же общества. Запрещение каких-то поступков далеко не всегда совпадает с запрещением говорить о них. Бывают принципиально неназываемые, невербализуемые отношения; их существование общеизвестно, но о них не принято говорить (табу слов) или можно говорить только намеками, посредством эвфемизмов. В то же время есть вещи, о которых можно говорить, но которых нельзя делать. Поведенческие и вербальные запреты всегда соотносятся с определенным контекстом. Так, в современном обществе не принято, чтобы дети и родители (и шире — подростки и взрослые) открыто обсуждали друг с другом свои сексуальные проблемы, со сверстниками же это вполне допустимо.
  • Различна и строгость запретов: если инцест запрещен категорически, то отношение буржуазной морали к внебрачным связям амбивалентно. Соответствующие нормы не только различны для мужчин и женщин (двойной стандарт), но и противоречивы: официально иметь любовниц запрещено, неофициально это считалось лишним подтверждением вирильности. Иначе говоря, данный запрет распространялся только на официальную сторону жизни.
  • В древних обществах таких нормативных градаций (не только в сексуальной сфере) было, по-видимому, еще больше. Этнографическая литература, посвященная табу слов и обычаям избегания, рисует чрезвычайно сложную картину.
  1. Одни вещи и отношения запрещено называть;
  2. другие полностью изгоняются из сознания, объявляются несуществующими, даже самое их существование категорически отрицается;
  3. третьи вытесняются в подчиненные, «низшие» слои культуры, проецируются на низшие слои общества или обсуждаются в «сниженной», фривольной, форме;
  4. четвертые просто предписывается хранить в тайне и т. д. Санкции за нарушение табу также варьируют от смерти до легкого осуждения или осмеяния.

Сексуальные нормы

  • Хотя сексуальные нормы обычно преподносятся как универсальные, выражающие волю богов, законы природы или интересы общества как целого, за ними всегда скрываются отношения власти: класс или социальная группа, накладывающая те или иные ограничения, получает возможность манипулировать поведением других людей, причем последние зачастую даже не сознают того, что ими манипулируют. Интересно, что в классово-антагонистическом обществе к угнетенным иногда предъявляются более жесткие требования, чем те, на которые ориентируется господствующий класс. Угнетенные видят это, говорят о «развращенности» верхов и тем не менее продолжают ориентироваться на внушаемые заведомо фиктивные нормы.
  • Самый общий принцип классификации культур по типу их половой морали, принятый в этнографической литературе, —деление на антисексуальные и просексуальные или репрессивные (строгие) и пермиссивные (терпимые). Яркий пример репрессивной антисексуальной морали — средневековое христианство, отождествлявшее сексуальность с грехом. Там, где такая установка реализуется наиболее жестко (кроме средневекового христианства, можно сослаться на этнографическое описание маленькой современной ирландской крестьянской общины Инишбег), половая жизнь в принципе ограничивается браком. Браки здесь заключаются старшими, без учета личных предпочтений жениха и невесты. Ухаживание отсутствует. Существует жесткая сегрегация мужчин и женщин в общественной жизни и в быту. Всякие разговоры на эротические темы, включая сексуальный юмор, запрещены или осуждаются. Даже в браке половые отношения ограничиваются.
  • Для улучшения потенции принимают Vidalista ProfessionalValif 20Viprogra 100.